Культурные выходные: выставки которые обязательно стоит посетить!


Новая Третьяковка

Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург
10 июня 2025 — 18 января 2026

Вокруг фигуры Карла Брюллова, получившего звание «великого» при жизни, сложилось множество мифов и фактов. Его творчество вдохновляло таких мастеров литературы, как А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, а также выдающихся критиков, среди которых выделяются В.Г. Белинский и В.В. Стасов. Творческий путь и жизнь этого художника стали предметом всестороннего анализа.
Латинское выражение genius loci, переводимое как «гений места», обозначает уникальную атмосферу, характерную для определенной локации и давно нашло применение в культурологии. В XXI веке концепция «гения места» прочно укоренилась в массовом сознании благодаря множеству книг, статей, телепередач и туристических маршрутов. Исследуя разные уголки мира и их исключительный дух, люди расширяют свои горизонты, обогащая внутренний мир новыми знаниями и опытом.
Недавняя экспозиция предлагает углубленный анализ влияния географии, уникальной городской среды и климатических условий Рима, Москвы и Петербурга на художественное наследие Брюллова. Авторы стремятся выявить магическую силу, которой обладает каждый из этих городов, и выяснить, где живописец нашел свое «место силы».

Музей Русского Импрессионизма

Русские дикие
18 июня - 28 сентября

Выставка «Русские дикие» представляет собой совместный проект Музея русского импрессионизма и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Она продолжает исследовать взаимосвязь между русским и французским искусством начала XX века и акцентирует внимание на сходствах между французским фовизмом и русскими бунтарями-примитивистами. Фовизм, что в переводе с французского означает «дикий», стал первым авангардным направлением в мировом искусстве. Французские «дикари» стремились вернуть в живопись искренность и детское умение радоваться миру через яркие цвета. Они провозгласили свободу в использовании цвета и формы, открыв новые горизонты восприятия.

Среди российских художников также наблюдалось стремление вырваться из творческого тупика, в котором находилось «высокое» искусство. Молодые искатели экспериментов приступили к поиску новых подходов к живописи и новым сюжетам. Их ознакомление с французским модернизмом сыграло значительную роль в их освобождении от традиционных ограничений. Контакт с современным европейским искусством российские новаторы имели через сборные выставки и коллекции Ивана Морозова и Сергея Щукина. Однако такие выставки проходили редко, доступ к особняку Морозова был затруднён, а коллекция Щукина, хоть и состояла из шедевров, воспринималась скорее как учебный материал. Этот факт, в свою очередь, позволил молодым художникам сохранить определённую дистанцию. Основные идеи западного модернизма были интегрированы российскими мастерами в неожиданный контекст народной культуры. Сегодня на выставке можно наблюдать встречу «двух варварств», каждое из которых по-своему стремилось освободить живопись от традиционного академизма ради чистой выразительности.

RUARTS GALLERY

Шепот линий, Шум цвета
20 июня - 24 августа

Галерея Ruarts представляет новую групповую выставку «Шепот линий, шум цвета», куратором которой является Катрин Борисов. Выставка посвящена абстракции и демонстрирует работы российских авторов — от шестидесятников до художников «уличной волны».
Абстракция требует глубины восприятия и погружения в мир эмоций, осязаемых через линии и цвет. Здесь линия становится не просто контуром, а выразительным языком, а цвет — средством передачи настроения. Работы современных художников, как Алексей Лука и Иван Найнти, вступают в диалог с классиками неофициального советского искусства: Игорем Вулохом и Леонидом Борисовым. Их абстракция, свободная от сюжета, передает пульс мысли и движение.
Куратор Катрин Борисов описывает абстракцию как «обнаженную реальность», подчеркивая, что беспредметное искусство всегда было наполнено телесностью. Художники стремятся сделать невидимое зримым, а немое — громким, что и легло в основу выставки. В экспозиции представлены работы двадцати авторов в разнообразных техниках: от масла и акрила до фотографии и скульптуры, отражающие многообразие современного абстрактного искусства.

МАММ


Данил Головкин
Мода как спектакль

11 июня — 7 сентября


Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку одного из самых известных и востребованных фэшн-фотографов Данила Головкина, сотрудничавшего с ведущими глянцевыми изданиями, среди которых Vogue, Harper’s Bazaar, Tatler, Elle и др. Помимо фэшн-съемок, Головкин известен портретами звезд мира моды, кино и музыки. У него снимались Наоми Кэмпбелл, Наталья Водянова, Милла Йовович, Доменико Дольче и Стефано Габбана, Юра Борисов, Иван Янковский, Марк Эйдельштейн и многие другие.


Специально для выставки художник Андрей Бартенев, ставший одним из героев съемок Головкина, создал уникальные инсталляции, благодаря которым каждый посетитель сможет попробовать себя в роли фотографа или модели.

Данил Головкин — один из лучших российских фотографов моды. Он с детства проводил много времени в музеях, куда и сегодня регулярно ходит, следя за развитием актуального искусства и подпитываясь классикой. Любимые художники детства — Босх, Рембрандт и Сикейрос, безусловно, повлияли на его виртуозную работу со светом и построение парадоксальных, всегда жестких, выверенных и неожиданных композиций. Головкин хорошо знает историю и современное состояние фэшн-фотографии. Фотографы, чье творчество ему особенно близко, — постоянные экспериментаторы: Эрвин Блюменфельд, Ги Бурден, Ник Найт, Сара Мун, Трент Парк. Головкину интересна тонкая грань между фэшн-фотографией и современным искусством. Среди его любимых художников, например, Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон. Еще один важный творческий ресурс — кино. Головкин — киноман, и многие его кадры — это не остановленное, но длящееся мгновение.

20.06.2025

Текст: Creative pulse